Make sense Company
В 2013 году Федерация специалистов по лечению заболеваний головы и шеи поддержала европейский проект ранней диагностики патологии органов головы и шеи в виде скрининговых акций в определенные временные промежутки.
В исследовании была использована технология ранней диагностики «открытый прием». Суть которой заключается в организации специального потока пациентов мимо традиционной регистратуры в удобное для населения время . Эта же технология предусматривает организацию точек осмотра вне учреждений здравоохранения , в местах наибольшего скопления населения или в местах интенсивного пассажиропотока. Акции могут быть однодневные или многодневные в зависимости от ожидаемой обращаемости.
В кадровую основу проведения акции положен принцип формирования междисциплинарной команды. В состав бригады включены специалисты : онколог, оториноларинголог, стоматолог, дерматолог.
Европейским обществом Головы и Шеи (EHNS) был определен временной интервал с 22 по 26 сентября 2013 г. для проведения диагностической акции. Недельный интервал определен в связи со сложностью посещения точек приема населением крупных мегаполисов с учетом интенсивности графика жизни . Участниками стали 15 территорий РФ : Москва, С.Петербург, Архангельск, Нижний Новгород, Краснодар, Ростов на Дону, Волгоград, Казань, Уфа, Ставрополь, Грозный, Саратов, Самара, Ижевск, Хабаровск, Петропавловск на Камчатке.
Для агитации населения для участия в акции была разработана единая брошюра, в которой в понятной форме были перечислены основные симптомы, характерные при опухолях органов головы и шеи – осиплость голоса, поперхивание, боли при глотании, боли в покое, язвенные дефекты на языке и полости рта, заложенность носа. Указаны даты акции и единый федеральный телефонный центр по которому можно было узнать ближайшую точку обследования. Агитационные брошюры были распространены на пунктах приема пациентов в заявленных на участие учреждениях , а также в других лечебных учреждениях этих городов.
С целью наиболее широкого охвата аудитории были использованы рекламные пространства на улицах, газетах, а также интернете. Информация о мероприятии прозвучала на радио.
Также была разработана унифицированная медицинская анкета врачебного заключения междисциплинарной команды. Задачами команды являлись не только выявление онкопатологии, но и другой хронической патологии, характерной для полости рта, полости носа, кожи и др. Техническое обеспечение команды заключалось в минимальных инструментальных приспособлениях и аппарата УЗИ для визуализации лимфатической системы шеи и щитовидной железы. По результатам обследования формулировали заключение о состояние здоровья пациента,отмечали наличие подозрительных или явных признаков заболевания ,а также рекомендовали дальнейший маршрут для дообследования.
В акции приняло участие 3589 пациентов. Отмечен значительный разброс в обращаемости населения в различных городах. Наименьшая активность отмечена в мегаполисах Москва и С.Петербург. Территории с постоянно проводимыми скрининговыми акциями показали наилучший результат. Например , в Краснодарском крае суммарно были обследованы 1750 человек, что составило половину всех участников акции.
Всего было выявлено 1079 пациентов с различной патологией органов головы и шеи, что составило 30,1 %. При этом, онкопатология выявлена у 386 пациентов (10,7%). Важными группами патологии оказались заболевания слизистой полости носа и полости рта, которые являются факультативными или облигатными предраками – полипы , лейкоплакия. Особую группу составили пожилые пациенты с нестабильными ортопедическими конструкциями. Хроническая травма слизистой также является фактором риска для возникновения опухоли.
Проведение первой в РФ акции по ранней диагностике заболеваний органов головы и шеи продемонстрировало эффективность подобных акций. Ключевым компонентом акции является междисциплинарный подход, позволяющий выявить значительное количество пациентов, нуждающихся в дообследовании и лечении. Междисциплинарность этих акций позволяет делать их экономически обоснованными. Необходимо дальнейшее совершенствование методики проведения акции для повышения обращаемости населения.